Вторая лекция из цикла «Царицынские сюжеты с Романом Шкодой» в библиотеке им.М.Горького


Задать вопрос
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге

13 декабря 2023г. по проекту «Роман с Царицыном», реализуемому при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, состоялась вторая лекция из цикла «Царицынские сюжеты с Романом Шкодой» на тему «Экономический рывок: развитие города в конце XIX—начале XX века» в актовом зале областной библиотеки имени Горького, где собралось более 50 человек, получателей социальных услуг организации и волгоградцев—любителей истории родного края.

Лекцию провел волгоградский краевед Роман Валерьевич Шкода. Несколько интересных фактов из лекции Романа Шкоды.
1. Рост населения Царицына. Первая половина XIX века для Царицына – период застоя. С проведением в Царицын в 1859 г. Волго-Донской железной дороги, а в 1871 г. – Грязе-Царицынской, город начинает активно превращаться в транспортный узел. Развивается промышленность, появляются высокие для своего времени технологии. И если в 1860 году численность населения составляет 7,0 тыс. чел., то в 1884 – 36,3 тыс., а перепись населения 1897 года показывает городское население в 56,5 тыс. чел. Таким образом, период с 1860 г. представляет собой время огромного роста городского населения. Огромный демографический и экономический бум переживал город в это время. На смену деревянным домам, которые делали Царицын больше похожими на деревню, город начинает стремительно превращаться в то, что впоследствии назовут «Русский Чикаго». К 1901г. население дотягивается уже до отметки в 70 тыс.чел., а 100-тысячный барьер Царицын преодолевает в 1909 г.
2. По Волге сплавляли лес, используя беляны. Это уникальное явление на Волге, самые большие речные суда в истории человечества. Беляна могла иметь длину до 100 метров и водоизмещение до 800 тысяч пудов (12,8 тыс. тонн)! То есть по размерам это было нечто уже сопоставимое с крейсером. Беляна была одноразовым судном! Их собирали в верховьях Волги, в Вятском и Пермском краях и вместо плотов сплавляли по Каме и Волге. Огромное количество белян конечным портом своего назначения имели Царицын. Здесь эти суда разбирали полностью, чтобы распилить на многочисленных лесопильных заводах города, а команда беляны (от 20 до 80 человек) возвращалась обратно по берегу.
3. Лесопильные заводы Царицына. На территории бывшего завода им. Куйбышева, на Тулака, стоят два дореволюционных здания. В одном из них располагалось в своё время заводоуправление, в другом — котельная. Когда-то завод принадлежал знаменитому на всю Россию купцу Петру Романовичу Максимову. Завод П.Р. Максимова появился в Царицыне в 1881 году. На 1887 год это был крупнейший лесопильный завод в городе. На заводе выпускалось продукции на 160 тысяч рублей в год и работало 65 рабочих. П.Р.Максимов активно вкладывал средства в развитие дела, искавший новые решения и пути. Одним из первых на Волге и на Дону он начал сплав леса в сухом виде на баржах, буксируемых пароходами. Для этого ему пришлось закупить целую флотилию буксирных пароходов и барж.
4. Нобелевский городок. В 1876 году братья Роберт, Людвиг, Альфред Нобели основывают нефтяную компанию. Основное производство (добыча нефти и производство керосина) располагается в Баку. В 1878г. Нобели открывают первый в России нефтепровод и создают первый в мире самоходный танкер. Танкеры Нобелей идут по Каспию, поднимаются по Волге, далее нефть и керосин перевозятся в Петербург, оттуда – в Ригу и далее – на экспорт. Функционирование этого пути требует создания на Волге поддерживающей инфраструктуры. Первым на этом пути становятся Астрахань и Царицын. В обоих городах в конце 1870-х гг. начинается строительство Нобелевских городков. Городок стал царицынской достопримечательностью.

Это всего несколько фактов из лекции Р.Шкоды, каждый из которых с интересными подробностями был раскрыт лектором. И непростая, скучная и малопонятная на первый взгляд, тема экономики стала вдруг интересной, понятной и близкой слушателям лекции, наполненной историями людей, технологических инноваций царицынского времени. Экономическая тема вдохновила на творчество участников проекта.

Вот как об экономическом развитии Царицына после лекции Романа Шкоды написала Любовь Францевна Косович, получатель социальных услуг «Опоры».
Фрагмент: О белянах
По Волге движутся беляны,
Широкие и с плоским дном,
Их продадут на месте прямо,
Только сначала разберут.
Беляны – лес на них шёл белый,
А на плотах был лес любой,
Хоть одноразовые судна,
Но груз везли очень большой.
Дно у белян из брёвен ели,
На борт её идёт сосна,
Палуба из пилёных досок
И с двух сторон заострена.
Близко к корме стоят «казёнки»,
Это избушки для команд,
Их продадут, но без разборки –
Под дом, где люди заживут.
Между избушками есть будка,
Здесь место лоцмана всегда,
Носы белян грузятся сильно,
Вода должна стекать туда.
Воды откачка постоянна,
Груз не касается бортов,
Такой была наша беляна –
Махина Волжских берегов.

Полностью творческую работу ЛФ Косович «Экономический Царицын» см. по ссылке:
https://disk.yandex.ru/i/WNfOi-ZrPDcH7g

Фотографии и небольшой видеоролик Ирины Пыльциной прекрасно иллюстрируют прошедшее событие:
https://disk.yandex.ru/i/TxOC-o2maq8U6Q

Мы благодарим администрацию и сотрудников областной библиотеки им. М. Горького за партнерство в реализации проекта. @vlggorkovka
#культурнаяволна #грантдлякреативныхкоманд #фондкультурныхинициатив #аносонопора #горьковка

Источники информации:
Рассказ Р.Шкоды
http://царицын.рф/2022/09/558-kak-menyalas-chislennost-naseleniya-caricyna-volgograda.html
http://царицын.рф/2021/12/1216-беляны-в-царицыне-и-на-волге.html
http://царицын.рф/2012/09/25-zavod-maksimovyh.html
http://царицын.рф/2013/09/202-nobelevskiy-gorodok.html


Заказать проект
Менеджеры компании с радостью ответят на ваши вопросы, произведут расчет стоимости услуг и подготовят коммерческое предложение.